наверх

Уход за механической трансмиссией мкпп

Несмотря на относительную простоту механической трансмиссии, она также требует бережного отношения и правильной эксплуатации. Основной уход за механической трансмиссией состоит в периодической замене масла в коробке передач, а также в картере заднего моста, если автомобиль имеет задний или полный привод.

Механическая коробка легкового автомобиля состоит из сцепления, коробки переменных передач, объединенной с главной передачей в автомобилях, имеющих привод передних колес. Крутящий момент в переднеприводной компоновке передается на ведущие колеса от главной передачи при помощи полуосей, оснащенный шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС). Такое соединение позволяет свободно поворачивать ведущие колеса на необходимый угол при помощи рулевого управления.

Для заднеприводной компоновки трансмиссия также состоит из механизма сцепления, коробки передач, соединенной с главной передачей заднего моста при помощи карданного вала, обычно расположенного вдоль центральной оси автомобиля. Для уменьшения вибрации и рывков при переключении передач карданный вал балансируется и обычно имеет соединение с коробкой передач через эластичную муфту.

Автомобили, имеющие полный привод, помимо перечисленных агрегатов имеют в составе трансмиссии раздаточную коробку, передающую крутящий момент на ведущие оси. Обычно коробка передач и раздаточная коробка конструктивно объединены в один агрегат для экономии пространства, а также для уменьшения механических потерь в трансмиссии.

Первым звеном в трансмиссии автомобиля, принимающим крутящий момент от двигателя является сцепление. Обычно оно состоит из ведущего диска, которым является маховик двигателя, ведомого диска, имеющего специальные фрикционные накладки и прижимного диска. При нажатии на педаль сцепление с помощью гидравлического или механического тросового привода рычага происходит отжатие прижимного диска от маховика, в результате чего ведомый диск освобождается и передача крутящего момента от двигателя прекращается. Сцепление необходимо для плавного трогания автомобиля с места, а также для переключения передач. Поскольку этот узел трансмиссии подвергается повышенному износу в результате трения, злоупотреблять выключением сцепления не стоит. Особенно это касается привычки у многих держать выжатым сцепление стоя на перекрестке и дожидаясь разрешающего сигнала светофора. В этот момент происходит наиболее интенсивный износ ведомого диска сцепления. Также при этом страдают и опорные полукольца двигателя, поскольку выжимной механизм сцепления опирается на маховик как бы вдавливая его внутрь. Поэтому, для максимально длительного срока службы сцепления рекомендуется отказаться от этой привычки и дожидаться зеленого сигнала светофора на нейтральной передаче. Чтобы продлить срок службы сцепления, нельзя резко отпускать педаль при трогании с места, а также при переключении передач. Также нельзя подолгу «прижигать» сцепление, придерживая педаль при трогании с места в гору. Плавная и кратковременная работа педалью сцепления — залог его долгой службы. Если при отпускании педали сцепления появились рывки, стуки, вибрация, передачи включаются туго и с характерным хрустом и скрежетом, либо автомобиль как бы неохотно трогается с места, - это верные признаки для срочной необходимости ремонта сцепления.

Коробка передач служит для передачи оптимального крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. По сути она представляет собой блок шестерен, вращающихся на валах с переменным зацеплением друг с другом. Все современные механические коробки передач оснащены синхронизаторами — устройствами для уравнивания угловых скоростей валов, необходимого для соединения шестерен без проскальзывания. Но это вовсе не означает, что передачи следует переключать с максимальной быстротой. Для того, чтобы механизмы коробки служили максимально долго, передачи в восходящем порядке (с 1-й на 2-ю и т. д.) следует с небольшим замедлением. Это необходимо для уравнивания скоростей первичного и вторичного валов, чтобы избежать ударения зубьев шестерен. Переключение в нисходящем порядке напротив, должно быть максимально быстрым и желательно с перегазовкой. Также следует включать адекватную передачу в соответствии со скоростью движения во избежание перегрузки двигателя и трансмиссии. Кроме щадящей эксплуатации также необходима периодическая замена масла в коробке передач, картерах ведущих мостов и раздаточной коробке в соответствии с заводскими требованиями. Желательно периодически использовать специальную промывочную жидкость для удаления металлических опилок и различных отложений.

Карданный вал служит для передачи вращения от коробки передач к редуктору заднего или переднего мостов (в зависимости от типа и конструкции привода) под определенным углом. Необходимо периодически осматривать состояние крестовин и эластичной муфты. Также необходимо следить за смазкой его шарнирных соединений (крестовин). В случае характерной вибрации или звонкого металлического стука при трогании с места или при переключении передач необходима срочная замена крестовин либо балансировка карданного вала.

Шарниры равных угловых скоростей или ШРУСы, нередко называемые за свою форму «гранатами» также необходимо периодически осматривать на предмет осевого люфта, либо разрыва пыльников. Дело в том, что при их разрыве в узел попадает влага, дорожная грязь и песок, быстро выводя этот узел трансмиссии из строя. При появлении характерного треска или хруста при повороте ведущих колес, который особенно отчетливо слышно при трогании с места, поврежденным ШРУСам необходима срочная замена. Для максимально долгого срока службы карданного вала и ШРУСов необходимо избегать резких троганий с места, резких торможений двигателем, а также любых других ударных нагрузок в трансмиссии.

Соблюдая эти простые правила эксплуатации механической трансмиссии в сочетании с своевременным техническим обслуживанием является залогом долгой и безаварийной жизни вашего автомобиля.

Возврат к списку